Написать письмо

Ctrl + увеличить сайт, Ctrl - уменьшить сайт
На главную

Родителям на заметку | На список статей | На главную                

  Тексты детских песен

  Развивающие игры


  Родителям на заметку


  Творчество


  Говорят дети


  Сказки и стихи


  Наши дети


  Английский в картинках
  Фотогалерейка
  Наши кнопки

Формирование начал экологического воспитания
(занятия с детьми 4-5 лет)

Занятия в апреле
Занятия в мае

Занятия в апреле

Первая неделя

Продолжаются начатые ранее работы по уходу за обитателями уголка природы, по высеву овса в коробочки, а также наблюдения за морской свинкой.

Наблюдение 1. В каких условиях живет морская свинка?

Цель - уточнить представление о том, что подразумевается под хорошими условиями жизни морской свинки: это не только еда, но и правильно оборудованное помещение (оно должно быть просторным; в нем следует устроить домик-норку, в котором можно спрятаться, если станет страшно или захочется отдохнуть; дно надо посыпать опилками, которые будут впитывать плохие запахи; в углу надо поставить коробочку - туалет).

Воспитатель организует осмотр детьми клетки, в которой живет морская свинка, и их практическую деятельность по улучшению условия ее жизни.

В течение недели воспитатель обращает внимание детей на ветки в вазе, предлагает сравнить их с ветками на деревьях, которые растут за окном, найти отличия и объяснить их. Уточняет: "В группе тепло, в вазе есть вода, поэтому почки распустились, и появились молодые нежно-зеленые листочки".

Предварительно подготовив ящики с землей, семена настурции, ноготков, душистого горошка и других цветов, открытки с изображением этих растений в период цветения, воспитатель предлагает детям вместе с ним посадить семена, чтобы вырастить рассаду, а потом посадить ее на участке. Дает детям возможность подержать семена, определить их форму. Помогает посадить по несколько семян в ящики и полить их. Организует опытническую ситуацию: в два блюдца между слоями ткани положить семена, в одно налить воды, а в другое - нет. "Мы будем каждый день смотреть, что происходит с семенами в этих блюдцах. Что происходит с ними в земле - не видно. А вот в блюдцах мы увидим… Как вы думаете, что произойдет с семенами в первом блюдце? Во втором? (Предположения детей.) Что ж, посмотрим!"

В следующие дни дети вместе с воспитателем рассматривают и сравнивают семена. Воспитатель отмечает тех, кто заметил набухание семян.

Начинается цикл наблюдений за первыми весенними цветами - мать-и-мачехой.

Наблюдение 2. Мать-и-мачеха. Какая она?

Цель- учить находить первый весенний цветок и узнавать его по характерным особенностям (невысокий стебель с чешуйками; цветок желтый, круглый, похож на крохотную корзинку; листьев нет).

Наблюдение 3. Где растет мать-и-мачеха?

Цель - обратить внимание на то, что первые цветы появляются на солнечных местах (там, где снег растаял и прогрелась земля).

Оба наблюдения организуются на участке детского сада..

Комплексное занятие "Починка деревянных предметов"

Программное содержание. Уточнить представление о деревьях, растущих на участке (2-3 вида); познакомить с древесиной, из которой изготавливают различные предметы; формировать бережное отношение к ним.

Материалы и организация. Небольшие кусочки дерева (брусы, спилы и др.) по числу детей; небольшая доска; молоток, пила, ручная дрель, гвозди, рубанок; кукла Красная Шапочка, которая активно участвует во всех делах и разговорах; камень. Занятие начинается на улице, продолжается в группе. В нем принимает участие второй взрослый (мужчина), который может продемонстрировать работу с деревом и починить сломанный деревянный предмет.

Примерный ход занятия

1-я часть (на участке детского сада). Воспитатель сообщает детям и Красной Шапочке о том, что на сегодня запланирован разговор о деревьях, которые растут на участке. Вместе они идут от одного дерева к другому, называют их, осматривают ствол, ветки, почки; уточняет, что кроме них у дерева есть корни, которые находятся в земле. Воспитатель предлагает детям потрогать и погладить ствол, обращает внимание на то, что он толстый, поясняет: из стволов деревьев делают древесину, которая идет на изготовление разных деревянных предметов.

2-я часть (в группе). Воспитатель знакомит детей с гостем - человеком, который умеет и любит работать с деревом. Он принес с собой ящик с деревяшками и инструменты. Взрослые раздают детям по кусочку дерева, предлагают рассмотреть их. "Это древесина, сделанная из стволов деревьев. Какого она цвета? (От бледно-желтого до светло-коричневого; есть прожилки и рисунок.) Погладьте ее, взвесьте на руке. Какая она? (Легкая, но твердая, приятная и теплая на ощупь). А теперь понюхайте деревяшки. Чем они пахнут? Особенно хорошо пахнут свежеспиленные сосновые и еловые брусочки". Просит какого-нибудь ребенка взять в одну руку камень, а в другую брусок, сравнить их (по твердости, по весу). Уточняет: дерево твердое, но не такое твердое, как камень. Просит гостя продемонстрировать, как легко забить гвоздь в дерево и как оно гнется, когда его пытаются забить в камень. Вывод: дерево - прекрасный материал для изготовления всяких предметов, его можно обрабатывать разными инструментами. Гость пилит доску, сверлит отверстия, снимает рубанком стружку, называя свои действия и инструменты. Воспитатель дает детям возможность рассмотреть и понюхать опилки, стружку, подержать их в руках.

3-я часть. Воспитатель предлагает найти в группе предметы, сделанные из дерева (столы, стулья, пол, рамы, двери и т.д.). Говорит, что деревянные предметы могут сломаться, если с ними обращаться небрежно, поэтому их надо беречь. Чем дольше прослужат они человеку, тем больше деревьев сохранится в лесу. Сломанные деревянные предметы надо чинить. Это делает плотник.

4-я часть. Гость чинит стулья или стол. Воспитатель и дети оказывают ему посильную помощь, наблюдают за его работой.

В конце занятия воспитатель просит детей сообщить ему о сломанной мебели в детском саду.

Вторая неделя

Продолжается совместная деятельность детей и воспитателя по уходу за растениями и животными в уголке природы, а также наблюдения за морской свинкой.

Наблюдение 4. Приручаем морскую свинку.

Цель - учить детей приручать морскую свинку, доброжелательно обращаться с ней (нежным голосом говорить ласковые слова; давать с руки любимый корм, терпеливо ожидать, когда морская свинка возьмет его; тихо вести себя около клетки; гладить, если она не убегает).

Воспитатель рассказывает детям и демонстрирует им, как следует обращаться с морской свинкой, чтобы приручить ее. Затем предлагает пообщаться с ней самым спокойным детям. Объясняет, что нельзя около клетки шуметь, суетиться, прыгать.

Дети вместе с воспитателем поливают землю в ящиках с семенами, рассматривают появившиеся всходы, а также проросшие семена в блюдце. Воспитатель сажает их в землю и объясняет: "Семена проросли: у них была вода, и находились они в тепле. Белые росточки, похожие на хвостики - это корень и стебель. Я сама посажу их, так как они еще очень маленькие и слабенькие, их нечаянно можно сломать".

На участке детского сада продолжается наблюдение за мать-и-мачехой.

Наблюдение 5. Кто прилетает и садится на цветы?

Цель - продолжать развивать умение замечать изменения (растения выросли; на каждом кустике стало больше цветов; по ним ползают насекомые).

Воспитатель поясняет: насекомые (мухи, пчелы, шмели и др.) пьют сок цветов.

В вечернее время воспитатель организует с детьми работу по приведению в порядок 2-3 порвавшихся книг: "Бумагу, как вы уже знаете, делают из древесины. Древесины для этого надо много, ведь и бумаги для изготовления альбомов, тетрадей, книг требуется не мало. Книги надо беречь, обращаться сними аккуратно, вовремя подклеивать страницы и обложки".

Читает стихотворение Б. Заходера "Переплетчица". Затем показывает, что нужно сделать, чтобы книгой можно было пользоваться и впредь. Дети активно помогают: намазывают клеем полоски бумаги, снимают тряпочной лишний клей, прижимают страницы друг к другу.

В конце работы воспитатель показывает всем подклеенные книги, хвалит тех, кто ему помогал, призывает бережно обращаться с книгами.

Занятие "Знакомимся с деревянными игрушками"

Программное содержание. Продолжить знакомить с деревянными предметами, в том числе с игрушками; дать представление о том, что мягкие породы легко режутся острым ножом (заточка карандаша). Формировать бережное отношение к игрушкам, интерес к их изготовлению, к мастерам - резчикам по дереву.

Материал. Книга про Буратино; карандаши, требующие заточки; богородская резная игрушка - "клюющие куры" и др. (рис. 1, 2); матрешки, пирамидки; кукла Буратино с сумкой или корзинкой с деревянными фигурками и предметами (ложки, разделочные доски и пр.); безопасные точилки для карандашей. Дети сидят вокруг столов (по 4-6 человек).

Примерный ход занятия

1-я часть. В группу "приходит" Буратино. Воспитатель знакомит детей с ним: это герой сказки А. Толстого "Приключения Буратино", деревянный мальчик, которого сделал папа Карло. Показывает 2-3 иллюстрации из книги. Буратино все знает о деревянных предметах: как их вырезают, затачивают, раскрашивают.

Буратино. В этой сумке у меня много разных деревянных предметов. Я хочу их показать.

Воспитатель. Сначала я покажу, как можно резать дерево ножом.

Затачивает карандаш на виду у всех, поясняя, что карандаши делают из мягких пород деревьев, чтобы их легко было точить, если они сломаются. Разделяет по 1-2 точилки и несколько карандашей каждой группе. Предлагает детям заточить их.

Затем Буратино достает из сумки деревянные предметы; воспитатель, показывая их, объясняет, как вырезали ложки, доски, стаканчики. Раздает предметы детям, предлагает погладить их, обвести пальцем по контуру, ощутить тепло и запах. Ставит их на полку, благодарит Буратино.

2-я часть. Дети, обходя группу, показывают Буратино деревянную мебель, прежде всего ту, что чинили в прошлый раз.

3-я часть. Воспитатель говорит, что он хочет показать деревянные игрушки, которые делают мастера - резчики по дереву в разных местах России, например в селе Богородском Московской области, славящемся очень забавными игрушками (показывает).

Затем воспитатель и Буратино раздают детям матрешки и пирамидки и предлагает внимательно рассмотреть их: как вырезаны богородские фигурки, как соединены их части, почему они могут двигаться.

В конце занятия воспитатель напоминает, как надо обращаться с деревянными игрушками.

Третья неделя

Работа с детьми на этой неделе проходит под знаком Дня Земли, который отмечается 22 апреля. В начале недели в форме свободной беседы воспитатель рассказывает детям о празднике Земли - общего для всех людей Дома, о котором и заботиться надо всем сообща. Готовясь к Дню Земли, люди "убирают" свой Большой Дом (вывозят мусор с улиц, окапывают деревья, подстригают кустарник, чинят заборы и скамейки, сажают цветы, красят детские площадки).

Каждый человек должен также убираться и в своем Малом Доме (квартире, комнате).

Воспитатель сообщает о том, что в течение недели все (дети, воспитатель, помощник воспитателя, родители) должны сделать генеральную уборку в группе и на участке; называют дела, в которых могут участвовать дети (мытье игрушек, стирка кукольной одежды, сбор мусора на игровой площадке, благоустройство участка и т.д.). Если что-то детям не по силам и это выполняют одни взрослые, воспитатель обращает внимание детей на процесс труда и на его результат (светло и число стало в группе; окопанные деревья почувствовали себя лучше ; подстриженный кустарник выглядит очень красиво и т.п.).

В течение этой недели дети наблюдают за погодой и сезонными изменениями (голубое небо, кучевые облака, яркое солнце; набухшие почки и молодые листочки на деревьях и кустарниках; птицы, строящие гнезда, высиживающие птенцов). Во время наблюдений воспитатель использует различную атрибутику, загадывает загадки, поговорки, читает и разучивает с детьми стихи "Апрельский дождик" С. Погореловского, "Скворец" В. Шевчука, "Апрель" Л. Яхнина, "Песенка весенних минут" В. Берестова. После прогулок организуется работа с календарем природы. В один из дней опять "приходит" Веселая корзинка из одноименного стихотворения В. Берестова.

В апреле, в апреле
Луга запестрели.
С прогулки букеты
Приносим в апреле.
Крапивы немного домой притащи -
Пусть бабушка сварит зеленые щи!

Воспитатель. Вы помните нашу гостью? (Показывает корзинку). Она приходила к нам в марте. Что тогда она принесла? Какие стихи читала? (Помогает детям вспомнить). Сейчас апрель - второй месяц весны. Корзинка снова ходила в лес. Посмотрим, что она нам принесла?

Показывает молодую крапиву, рассказывает о том, какая она полезная (быстро останавливает кровь при порезах; щи из нее очень полезны, в них много витаминов). Еще раз читает отрывок из стихотворения, дети повторяют и запоминают его.

На прогулке воспитатель вместе с детьми находят ростки молодой крапивы, рассматривают их, трогают (по желанию): жжется! Воспитатель объясняет: если крапиву обдать кипятком, она станем мягкой и жечься не будет.

Двадцать второго апреля утром, если на улице уже тепло, воспитатель организует высадку рассады на участке - это подарок Земле от детей. Вечером проводится досуг, на который можно пригласить родителей, братьев, сестер.

Четвертая неделя

Продолжается работа в уголке природы и наблюдения за морской свинкой.

Наблюдение 6. Морскую свинку можно брать на руки.

Цель - продолжать учить различным способам общения с животным; воспитывать бережное отношение к нему, умение понимать его состояние.

Воспитатель демонстрирует детям, как он осторожно (под животик) берет морскую свинку, удобно устраивает ее на руках, нежно прижимает и поглаживает. Объясняет: если свинка дрожит, значит ей очень страшно и ее надо успокоить (почесать за ушками, прикрыть глаза, погладить). Дает морскую свинку ребенку, который не боится держать ее в руках, помогает ему правильно обращаться с ней.

Такое общение детей с морской свинкой продолжается и в последующие дни.

Продолжается цикл наблюдений за мать-и-мачехой.

Наблюдение 7. Что появляется после цветов?

Цель - показать, что, когда растение отцветает, появляются семена (маленькие, с тонкими светлыми волосками, которые помогают им летать; на одном цветке много семян).

Воспитатель находит мать-и-мачеху, на которой уже появились семена, дети рассматривают их и наблюдают за тем, как они летают.

Наблюдение 8. Какие листья у мать-и-мачехи?

Цель - дать представление об особенностях листьев мать-и-мачехи (широкие, округлой формы, сверху - темно-зеленые, гладкие, холодные на ощупь; снизу - светло-зеленые, покрыты пушком, теплые на ощупь); о том, что название растения произошло от свойств листьев: "мать" - теплая сторона, "мачеха" - холодная сторона.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что листья у мать-и-мачехи появляются после цветов и растут все лето.

Занятие "Весна в лесу"

Программное содержание. Познакомить с особенностями жизни леса весной: становится теплее; снег тает, образуется много воды, она впитывается в землю; начинают набухать почки на деревьях и кустарниках; появляется трава; просыпаются ежи; из берлоги выходят бурые медведи; зайцы и белки линяют (заяц становится серым, белка - рыжей); все они выводят потомство; птицы поют, строят гнезда.

Материал и организация. Картины из вышеуказанного пособия: "Белки строят гнезда", "Медведи весной", "семья ежей"; кукла Красная Шапочка; грамзапись пения птиц; игрушечные бинокли, фотоаппараты, подзорные трубы. Группа оформлена следующим образом: в разных местах

расставлены елочки, пеньки, деревья с молодой листвой; картины с изображением лесных животных; выкопанные на участке и посаженные в горшки кустики мать-и-мачехи, крапивы.

Примерный ход занятия

Красная Шапочка предлагает детям пойти в лес, чтобы выяснить, можно ли ей идти к бабушке. Воспитатель создает игровую ситуацию: просит детей одеться, взять бинокли, подзорные трубы и фотоаппараты, чтобы издали наблюдать за лесными обитателями; напоминает правила поведения в лесу: идти тихо, чтобы не спугнуть животных, слышать пение птиц, замечать интересные явления.

На протяжении "прогулки" воспитатель поддерживает игровую ситуацию, ведет диалог с куклой, включает рассказы о животных и рассматривание картин. Например: "Тихо! Я вижу медведей. Посмотрите в бинокли вон туда, в просвет между деревьями. И ты, Красная Шапочка, всмотрись: тебе надо знать, кто живет в лесу. Это действительно медведи? (Ответы) Давайте присядем на корточки и понаблюдаем за ними, Кого вы видите? (Ответы) Правильно, это медведица с медвежатами. Они недавно вышли из берлоги. Помните? Мы видели их берлогу в зимнем лесу. Тогда медведи спали под снегом. Медвежата родились зимой. Видите, какие они маленькие! Что делает медведица? Медвежата? (Ответы) Медведица трется спиной о дерево; она линяет, старая густая шерсть выпадает, спина поэтому и чешется".

"Встреча" с белками и ежами организуется аналогичным образом (с участием Красной Шапочки).

Через один-два дня после занятия в свободное время воспитатель читает детям рассказ Е. Чарушина "Про зайчат" (в сокращении).

Однажды на даче ко мне прибежал Никита и кричит:
- Папа, отдай кроликов! Папа, отдай кроликов!
А я не понимаю, каких кроликов ему отдать. И отдавать я никого не собираются, и кроликов у меня нет.
- Да что ты, Никитушка, - говорю, - что с тобой?
А Никита прямо плачет: отдай да отдай ему кроликов.
Тут пришла мама и все мне рассказала. Оказывается, деревенские ребята принесли с луга двух зайчат: они их на сенокосе поймали. А Никита все перепутал. Надо было сказать: "Возьми зайчат", а он говорит: "Отдай кроликов".
Bзяли мы зайчат, стали они у нас жить.Ну и славные были зайчата! Этакие мохнатые шарики! Уши врозь, глаза коричневые, большие. А лапки мягкие-мягкие - будто зайчата в валеночках ходят.
Захотели мы зайчат покормить. Дали им травы - не едят. Налили молока в блюдце - и молоко не пьют… Сыты, что ли?
А спустили их на пол - они шагу никому не дают ступить. Прямо наскакивают на ноги. Тычутся мордочками в сапоги и лижут их… Должно быть, ищут маму-зайчиху.
Видно, голодные, а есть не умеют. Сосунки еще. Как же нам накормить зайчат? Ведь они, бедняги, умрут с голоду.
Думали мы, думали, и придумали, наконец. Пошли мы искать им кормилицу - кошку. Она сама к нам пришла. А пришла потому, что котят искала. У нее котята умерли, и она по всей деревне ходила и искала их…
Мы накормили ее, напоили, уложили на подоконник и принесли к ней зайчат. Сперва одного зайчика, а потом и другого. Сунулись к ней зайчата и сразу присосались, даже зачмокали - нашли молоко! А кошка сначала задергалась, забеспокоилась, а потом вылизывать их стала - и даже песенку замурлыкала. Значит, все в порядке. Много дней кормила кошка зайчат. Лежит с ними на подоконнике, а народ останавливается у окошка и смотрит:
- Вот так чудо, кошка зайцев кормит!
Потом зайчата подросли, научились сами есть траву и убежали в лес. Им там вольнее жить. А кошка завела себе настоящих котят.

Воспитатель. Зайчат действительно можно найти в лесу; зайцы не строят гнезд, не роют нор. Их детеныши живут в траве под кустом. Мамы накормят их и убегают. Зайчата сидят себе тихо, пока какая-нибудь зайчиха не пробежит рядом и не покормит их.

Можно прочитать детям и другие рассказы Е. Чарушина: "Волчишко", "Медвежонок", "Лисята", "Медвежата".

Отпуская детей на майские праздники, воспитатель предлагает им вместе с родителями погулять по весеннему лесу, понаблюдать за пробуждающейся природой.

Занятия в мае

Первая неделя

Продолжается работа по уходу за обитателями уголка природы. Организуется последнее наблюдение за морской свинкой.

Наблюдение 1. Выпускаем свинку погулять по группе.

Цель - углублять представление о том, что нужно для того, чтобы морской свинке было хорошо в детском саду (ей полезно бегать); продолжать воспитывать бережное отношение к ней; умение замечать ее состояние (страх и волнение), успокаивать ее.

Воспитатель сам выпускает морскую свинку из клетки; детей просит не приближаться к ней, а лишь издали наблюдать за ее действиями, которые он поясняет. Затем морскую свинку каждый день выпускают из клетки. И она, и дети к этому привыкают. Свинка постепенно начинает чувствовать себя как дома, играть, что вызывает у детей интерес к наблюдениям за ней.

Во время прогулки воспитатель организует последнее наблюдение за мать-и-мачехой.

Наблюдение 2. Собираем листья мать-и-мачехи.

Цель - дать представление о листьях этого растения как лекарственном сырье (их собирают, высушивают в тени; сухие листья заваривают как чай и пьют при кашле и дети и взрослые).

Дети ищут и собирают листья мать-и-мачехи; воспитатель в это время рассказывает о ее лечебных свойствах. Затем он вместе с детьми находит место, где листья можно высушить. Они раскладывают их, а в дальнейшем наблюдают за тем, что с ними происходит.

Во время прогулок воспитатель выясняет у детей, кто ходил в майские праздники в лес, что там видел, чем занимался, что больше всего запомнилось.

Комплексное занятие "Рисуем животных - создаем книгу по мотивам произведенийЕ. И. Чарушина"

Программное содержание. Учить отображать в рисунках животных, уточнить представление о Е. И. Чарушине как о писателе и художнике; воспитывать желание участвовать в общем деле - в создании интересной книги о природе.

Необходимые материалы. Воспитатель заранее устраивает выставку книг Е. И. Чарушина; вместе с детьми тонирует с разных сторон в разные цвета листы ватмана (30 х 40 см) - это страницы будущей книги; готовит трафареты разных животных (дополнительно к тем, что были использованы в марте), краски, кисти для клея, простые карандаши, магнитофон.

Ход занятия

Воспитатель обращает внимание детей на выставку книг; напоминает, что некоторые из них они читали и рассматривали в течение года; еще раз рассказывает об их авторе (детеныши разных животных часто воспитывались у Е. И. Чарушина в доме или у его знакомых охотников; они очень нравились ему; он их рисовал и записывал свои наблюдения за ними; так рождались детские книги, которые и сейчас с удовольствием читают и рассматривают).

Показывает 4 -5 наиболее интересных иллюстраций, просит рассказать, что на них изображено (высказывания детей записываются на магнитофон). Объясняет, что они все вместе будут создавать свою книгу о животных: каждый выберет трафарет, возьмет цветной лист бумаги, обведет контур простым карандашом (можно на одном листе изобразить двух животных). Помогает детям выбрать бумагу и трафарет, правильно его расположить и обвести. По окончании работы напоминает, как правильно раскрасить животное методом "тычка"; как правильно выбрать краску (оранжевую для лисят, коричневую для медвежат, белую или серую для зайчат).

Воспитатель при необходимости помогает детям, дает каждому ребенку возможность закончить свой рисунок. Страницы книги оставляют доля просыхания. Вечером все вместе рассматривают их, решают, какие рисунки нужно подправить, докончить. До конца недели в индивидуальном порядке воспитатель помогает детям прорисовать глаза, нос, рот, усы животных, поправляет лапы, уши и хвосты. Из рисунков организуется выставка для детей других групп и родителей.

В конце недели воспитатель дает задание детям и их родителям на выходные дни: записать (или напечатать) рассказ ребенка о том животном, которого он нарисовал, о том, почему ему захотелось нарисовать его, что он помнит из рассказов Е. И. Чарушина, на белой бумаге ( 15 х 20 см) и принести красиво оформленный рассказ в детский сад.

Вторая неделя

В уголке природы продолжается работа по уходу за его обитателями. Воспитатель приучает детей приносить с улицы зеленую траву для морской свинки и попугая.

В свободное время воспитатель вместе с детьми завершает создание книги о природе: в присутствии детей вырезает из картона обложку, тонирует ее и оформляет надписями и картинками; собирает рисунки детей в стопку и расставляет их в книгу. Последний этап - наклеивание текстов на развороте книги слева от рисунка.

Важно уделить внимание каждому ребенку: вместе с ним наклеить текст, полюбоваться рисунком, похвалить рассказ и родителей, которые его записали. На обложке должны быть: название книги с указанием в скобках "По мотивам рассказов Е. Чарушина"; фамилия составителя, место и год издания.

Получившуюся книгу надо еще раз рассмотреть вместе с детьми, показать родителям, а потом поставить в книжный уголок для свободного пользования, напомнив, что рассматривать ее надо также, как и все книги: аккуратно листать страницы чистыми руками.

На прогулках воспитатель обращает внимание детей на одуванчики, предлагает сравнить их с мать-и-мачехой; обращает внимание на красоту пейзажа, на цветущие кустарники, летающих насекомых.

Прогулка к пруду

Цель - познакомить с водоемом и его обитателями (утки, рыбы, лягушки и водные насекомые); дать представление о том, что на берегу и в воде живут те растения и животные, которые не могут обходиться без воды; продолжать воспитывать эмоциональный отклик на красоту весенней природы; познакомить с правилами поведения возле водоема (не шуметь, чтобы никого не спугнуть; не мусорить; близко к воде не подходить, чтобы не упасть).

Перед прогулкой воспитатель объявляет детям, куда они пойдут, что интересного смогут увидеть, как следует себя вести; предлагает взять с собой бинокли, фотоаппараты.

Во время прогулки обращает внимание на следующие явления:

* знакомые детям травянистые и цветущие растения, растущие вдоль дороги и на берегу пруда; на сочную траву возле воды;
* красоту пейзажа (плакучую иву, отражающиеся в воде кустарники, гладкую поверхность воды и др.);
* плавающих и ныряющих уток (легкость из передвижения, красивое оперенье, кряканье);
* плавающих рыб, лягушек, насекомых;
* летающих комаров и стрекоз, из красоту, стремительность полета.

Воспитатель учит детей всматриваться вдаль, вдыхать запахи трав и воды, тихо стоять на берегу, любоваться красотой пейзажа, выражать свои чувства словами. Выбрав соответствующий момент, читает отрывок из стихотворения А. Плещеева:

Картины далекого детства
Порой предо мною встают.
И вижу опять я знакомый,
Весь белый в кувшинчиках пруд,
Где сотни звучат голосов,
И узкая вьется тропинка
К нему между цепких кустов…

Можно загадать детям загадки:
Не заботясь о погоде,
B сарафане белом ходит,
А в один из теплых дней
Май сережки дарит ей.
(Береза) Ах, не трогайте меня!
Обожгу и без огня.
(Крапива)

Стоит над водой,
Трясет бородой.
(Камыш)

Блещет в реке чистой
Спинкой серебристой.
(Рыба)

Летом в пруду и болоте
Вы ее найдете.
Зеленая квакушка -
Это, конечно …
(Лягушка)

Воспитатель рассказывает о том, как утки и лягушки приспособлены к жизни на суше и в воде, как они передвигаются, чем кормятся. Перед возвращением в детских сад воспитатель предлагает еще раз полюбоваться красотой природы, чтобы унести впечатления с собой.

На следующий день проводит свободную беседу об аквариуме - предлагает сравнить его с прудом, чтобы выяснить, чем он от него отличается. Помогает детям назвать отличия, а сам говорит о сходстве.

Третья неделя

Организуются ежедневные наблюдения за погодой (высокое голубое небо, плывущие облака, яркое солнце и тень от предметов). Воспитатель, гуляя с детьми по участку, учит их определять деревья по листве, коре. Вместе с ними любуется цветущими яблонями, вишнями, сиренью, вдыхает их аромат, составляет букет из 3-5 веток.

Дети продолжают наблюдать за одуванчиками: листья, стебли, цветы их не такие, как у мать-и-мачехи; закрываются к вечеру или в пасмурную погоду; полностью раскрываются в полдень.

В группе дети находят нужные картинки календаря и выставляют их в уголке природы, одевают Машу по погоде и "выпускают" ее гулять.

В один из дней "приходит" веселая корзинка В. Берестова.

Фиалки, ландыши для нас
Веселый май в тиши припас,
Но мы их обрывать не будем -
Пускай цветут на радость людям.

Воспитатель предлагает детям вспомнить, что приносила им корзинка в апреле; показывает картинки с изображением ландыша и фиалки: "Корзинка решила правильно - не надо срывать эти цветы. Они стали редкими, поэтому ими можно только любоваться". Дети читают отрывки из этого стихотворения, выученные в марте и апреле, и разучивают новое четверостишие.

Четвертая неделя

Воспитатель проводит диагностические наблюдения за детьми в группе и на участке детского сада, фиксируя в специальной тетради особенности поведения, их различные проявления, направленные на разные объекты природы. Он не обучает детей, не делает им замечаний, не дает указания, а лишь наблюдает.

Целесообразно отмечать в поведении детей следующие моменты:

* наблюдают ли они самостоятельно за растениями и животными;
* бережно ли они обращаются с насекомыми на участке;
* высказываются ли на экологические темы, задают ли вопросы о природе;
* интересуются ли обитателями уголка природы, выражают ли готовность ухаживать за ними;
* обращают ли внимание на красоту природы;
* имеется ли в играх детей "природное" содержание;
* пытаются ли они в свободном рисовании изображать явления и объекты природы;
* интересуются ли книгами Е. Чарушина и другими книгами о природе.

Записи, которые сделает воспитатель в эту неделю, и их сравнение с сентябрьскими наблюдениями помогут ему увидеть позитивные изменения в поведении детей, в способах их взаимодействия с природой, повышение уровня их экологической воспитанности. Это и станет результатом его педагогических усилий.

 
Ирина Severinka Попова © 1999-2024