Как обучить малыша грамоте
Первое, самое главное условие обучения грамоте - чистое произношение всех звуков родного языка.
Второе - развитие речевого (фонематического) слуха. Зачем? Для того, чтобы, приступив к изучению грамоты, ребенок различал звуки, из которых состоят слова. В этом умении - залог грамотного письма. Здесь самый надежный путь - игра. Такая, которая способствует развитию слуха, обостряет внимание. Предложите малышу попробовать угадывать звуки, которые доносятся с улицы. Можно услышать и такие звуки, которые встречаются в человеческой речи. У-У-У-У - воет за окном ветер. Ч-Ч-Ч-Ч -шаркает по асфальту метла. Ж-Ж-Ж-Ж - летит жук. Точно такие же звуки и в словах: У-У-Улитка, Ч-Ч-Чашка, Ж-Ж-Жук. Предложите ребенку назвать слова, которые начинаются со звуков У, Ж, Т, А, О, М. А потом подберите вместе с ним слова, которые оканчиваются такими же звуками. Все эти упражнения не требуют ни специального времени, ни особых условий. Их можно включить в обычное общение с ребенком.
Следующий этап подготовки к обучению грамоте - работа над словом. Покажите, как играть "в слова". Заранее оговариваются условия: какие слова и в какой срок человек должен назвать. Слова могут быть вежливыми, вкусными, цветными, ласковыми. Время для ответа отсчитывать легко: просто считают до трех, до двух, до одного. Выигрывает тот, кто назовет самое последнее слово. Нравится ребятам подбор родственных слов. Попросите ребят подобрать слова:дуб, дубок, дубовый; лес, лесок, лесной; двор, дворик, дворник; сад, садик, садовый; гриб, грибок, грибной, и вы увидите, что они будут легко справляться с подобными заданиями. А какие чудеса происходят со словами, если в них заменить хотя бы один звук: мак, рак, бак, лак, так, тик, тёк, тук, ток. А из слов строятся предложения. Попробуйте начать вот с такого приёма:
- Я скажу тебе предложение, а ты считай, сколько в этом предложении слов. На каждое слово загибай палец. Можно научить ребенка и записывать предложения. Делается это так: взрослый произносит предложение, а ребенок на каждое слово рисует одну горизонтальную черточку. Одно предложение от другого отделяется точкой.
Пристальное внимание к слову, вызванное у ребенка задолго до знакомства с буквами, до обучения грамоте - залог того, что малыш легко и быстро научится читать и писать будет грамотно.
|